Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д).
Категории социально незащищённых детей:
- Дети, оставшиеся без попечения родителей,
- Дети, проживающие в малоимущих семьях,
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии,
- Дети-жертвы насилия.
Факторы социального риска:
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия,
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей,
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями,
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями,
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем,
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие.
Ребенок в трудной жизненной ситуации:
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
На что стоит обратить внимание:
- Утомленный, сонный вид,
- Санитарно-гигиеническая запущенность,
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания,
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием,
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков,
- Боязнь идти домой,
- Жестокое обращении с животными,
- Стремление скрыть причину травм,
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей,
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей,
- отрицательно влияют на их поведение,
- жестоко обращаются с детьми,
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни,
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей.
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.